Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ..........5
1.1. Сущность понятия «творческое мышление» в психолого-педагогической литературе..........................................................................5
1.2. Особенности развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста.............................................................................14
1.3. Сторителлинг как средство развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста...........................................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................28
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ................................................31
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На сегодняшний день проблема развития творческого мышления у детей дошкольного возраста не нова, но до сих пор актуальна. Актуальность развития творческой личности, способной принимать нестандартные решения, владеть ситуацией новизны, расширять границы известного обосновывается современными тенденциями развития отечественной системы образования в направлении подготовки личности, соответствующей требованиям развивающегося общества.
Согласно требованиям ФГОС ДО, одной из главных задач дошкольного образования является задача развития у детей творческого мышления (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013. №1155) [35].
Развитию творческого мышления необходимо уделять пристальное внимание, особенно в старшем дошкольном возрасте. Особенностью этого возрастного периода является то, что старший дошкольник восприимчив к новому, его отличает своеобразие воображения и чувств, тем самым он расположен к развитию творчества.
Изучением феномена детского творческого мышления занимались и продолжают вести работу по сей день такие авторы психологии и педагогики, как М. Воллах, Дж. Гилфорд, Р. Стернберг, Л. Термен, Е. П. Торренс, а среди отечественных изыскателей можно выделить Д.Б. Богоявленского, П.Я. Гальперина, В.Л. Данилову, В.Н. Дружинина, З.И. Калмыкову, А.Я. Пономареву, В.Д. Шадрикову.
Отправной точкой для развития творческого мышления должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы. Вот здесь то и приходит на помощь технология сторителлинга.
Сторителлинг помогает не только развить речь ребёнка, но и раскрывает его творческие способности, развивает познавательный интерес, помогает поверить в себя, свои силы. Создание интересных игровых сюжетов, элементы новизны в ней при проведении серии вариативных занятий раскрепощают детей, воспитывают уверенность в себе, целеустремленность, выдержку, порождают их творческую активность, инициативу, и, в целом, создают благоприятную почву для развития творческого мышления.
Цель исследования: теоретически изучить возможности сторителлинга как средство развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. изучить сущность понятия «творческое мышление» в психолого-педагогической литературе;
2. проанализировать особенности развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста;
3. изучить возможности сторителлинга как средство развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность понятия «мышление» в психолого-педагогической литературе, его виды
Проблема детского мышления беспокоила многочисленных ученых: Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, а также многочисленных иных работников их лабораторий и научных школ. Каждый из них привнес собственную лепту в изучение детского мышления.
Сложность осмысления мышления заключается в том, что в каждом возрастном этапе формирования человека мышление имеет личные характерные особенности. Начало развития данного процесса начинается еще в дошкольные годы.
Прежде чем говорить о творческом мышлении и его сущности, мы должны понять, что такое мышление, каковы его виды и свойства.
В психологии существует множество определений понятия «мышление». Приведем некоторые из них.
Мышление — это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.
По определению, С.Л. Рубинштейна, «мышление – это наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами и явлениями» [29, с.17].
Л. Д. Столяренко отмечает, что в отличие от восприятия и памяти, которые стремятся отражать предметы и сохранять их образы, «целью мышления является анализ связей и отношений между предметами, в результате, которого у человека складывается схема ситуации, вырабатывается план действия в ней» [32, с.346].
Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности [16].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеева Н. Н. и др.] ; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 4-е изд., расш. - Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.
2. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Д. Б. Богоявленская. - Москва : Academia, 2002. – 317 с.
3. Взаимосвязь развития наглядно-образного мышления, способности к символическому опосредствованию и диалектического мышления у детей старшего дошкольного возраста / https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-razvitiya-naglyadno-obraznogo-myshleniya-sposobnosti-k-simvolicheskomu-oposredstvovaniyu-i-dialekticheskogo-myshleniya-u (дата обращения: 12.06.2022).
4. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок: монография / Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1972. – 286 с.
5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. -СПб.: Питер, 2007. - 92с.
6. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта [Текст] / Дж.Гилфорд // Психология мышления. - М.: Прогресс, 2000. - 14с.
7. Гиппенрейтер, Ю. Б. Психология мышления [Текст] / Ю. Б. Гиппен рейтер. – М. : АСТ/Астрель, 2008. – 644 с.
8. Дружинин, В. Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы : [В 2 ч.] / В. Н. Дружинин. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1990. - Ч. 2. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та. - С. 139-292.
9. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды [Текст] : в 2 т. / А. В. Запроржец ; под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко ; Академия педагогических наук СССР ; [сост.: Т. И. Гиневская, Я. З. Неверович]. - Москва : Педагогика, 1986.
10. Земцова, О. Н. Развиваем мышление [Текст] / О. Н. Земцова. - М. : Азбука-Аттикус, 2012. – 272 с.
11. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. — СПб.: Златоуст, 1998. — 355 с.
12. Иванова А. А. Развитие творческого воображения старших дошкольников [Текст] // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Международной научной конференции – Чебоксары: Интерактив плюс, 2015 – С. 136–138
13. Калмыкова, З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З. И. Калмыкова. - М. : Педагогика, 1981. - 200 с.
14. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : Учеб. пособие для студентов дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 2. изд., перераб. и доп. - Москва : Академия, 2000. - 414с.
15. Комарова Т. С. Дети в мире творчества / Т.С. Комарова. – М.: Мнемозина, 1995. – 160 с.
16. Краткий психологический словарь / [авт.-сост.: С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора]. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2010 (Ростов-на-Дону : Книга). - 317 с.
17. Кудрявцев, В. Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка : Учеб. пособие / В. Т. Кудрявцев; Ун-т Рос. акад. образования. - М. : Изд-во УРАО, 1997. – 153 с.
18. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2005. – 216с.
19. Лернер, И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории : Пособие для учителей / И. Я. Лернер. - М. : Просвещение, 1982. - 191 с.
20. Лоуренс К. Сторителлинг. Как написать отличную историю / Пер. с англ. И. Епифановой. — Москва: Лайвбук, 2021. — 176 с.
21. Лук, А. Н. Мышление и творчество [Текст] / А. Н. Лук. - Москва : Политиздат, 1976. - 144 с.
22. Лурия, А. Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка [Текст] : Эксперим. исследование / А. Р. Лурия, Ф. Я. Юдович ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т дефектологии. - Москва : Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1956. - 94 с.
23. Межиева М. В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет / Ху дожник А.А. Селиванов. Ярославль: Академия развития: Академия Хол динг: 2002. - 128 с.
24. Немов Р. С. Психология. - Кн.1. Общие основы психологии. – М.,1999. – 688 c.
25. Педагогический словарь / [авт.-сост.: В. И. Загвязинский и др.] ; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. - Москва : Академия, 2008. – 343 с.
26. Поддьяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников / Н.Н. Поддьяков // Вопросы психологии.– 1990. – № 1.– С. 16-19.
27. Пономарев, Я. А. Психология творчества и педагогика [Текст] / Я. А. Пономарев. - Москва : Педагогика, 1976. - 280 с.
28. Психология развития : словарь / ред. А. Л. Венгер. - М. : PerSe ; СПб. : Речь, 2005. - 175 с.
29. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - Москва [и др.] : Питер, 2012. – 705 с.
30. Русакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. - М.: Обруч, 2015. -192 с.
31. Современная советская педагогика : [Перевод]. - М. : Прогресс. - Т. 9: Очерки психологии / А. В. Петровский. - М. : Прогресс, 1987. - 255 с.
32. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст] : учебное пособие / Л. Д. Столяренко. - Москва : Проспект, 2012. - 458 с.
33. Торренс Э. П. Теоретические основы психологической диагностики креативности [Текст] / Э.П.Торренс - М., 1998. - 120с.
34. Ульянова, И. А. Применение технологии сторителлинга для коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях / И. А. Ульянова // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 136-138
35. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155. [Электронный ресурс] : URL: http://ped–kopilka.ru (дата обращения: 10.05.2022).
36. Федорова, С. В. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста / С. В. Федорова, А. А. Блинова // Молодой ученый. — 2017. — № 16 (150). — С. 515-518
37. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е.А. Флерина. – М.: Просвещение, 2011. – 334с.
38. Чуйко, О. А. Технология сторителлинг как инструмент развития творческого воображения дошкольника / О. А. Чуйко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 1 (49). — С. 15-22